Путешествие в Тибет.

День 3
Целый день в окнах мелькают вполне привычные пейзажи китайской средней полосы – тополя, березки, рисовые поля, однотипные города и столь-же разнообразные пейзане. Надписей на английском не видно.

Спим почти весь день – все равно оосбо делать нечего. В перерывах читаем избранные отрывки из Лонели Планет и русскоязычного путеводителя по Китаю. Вечером идем в вагон ресторан, я кушаю рыбу с рисом в соевом соусе. Запиваем, как водится, зеленым чаем с жасмином.

День 4
С утра пейзаж в окне поезда разительно меняется, картинка становится совершенно другой – мхи, вечная мерзлота, подмерзшие речушки, стада яков, изредка перемежаемые отарами овец. В громкоговорителе диктор что-то вещает о том, что мы преодолели перевал в 5072м – наиболее высокую точку нашего путешествия . Вообще, ветку железной дороги Пекин-Лхасса иначе чем очередным инженерным чудом света назвать не получается – проложить девятьсот километров пути на высоте 4000м, да еще и в условиях вечной мерзлоты – задача нетривиальная, практически фантастическая. Как я понимаю, в некоторых местах китайцам приходится специально охлаждать полотно, иначе оно рискует растопить промерзшую землю и провалиться вниз. Нечто очень похожее мы видели на Шпицбергене – там по той-же причине жилые дома строят на сваях.

Желающие познакомиться поближе с китайскими железными дорогами могут заглянуть
сюда и сюда Фотки очень впечатляют.

Поезд делает еще три-четыре остановки, но выйти на платформу уже нельзя, мы коротаем время в перебежках между купе и вагоном рестораном. Последний работает как-то совсем спорадически – в двенадцать дня, когда мы решили позавтракать, он до отказа забит обедающими китайцами; в четыре час после полудня нам невнятно советуют прийти позже, но не очень понятно когда именно позже. В шесть вечера вся эта богадельня закрывается уже навсегда. Впрочем – не сильно-то и хотелось,в восемь ноль две мы приезжаем в Лхассу.

Здание вокзала напоминает что-то среднее между кремлевским дворцом сьездов и космодромом – громадное, очень помпезное здание, которое становится абсолютно пустым как только толпа свежеприбывших лхасцев и туристов проносится сквозь него. На выходе китаянка проверяет билетики, мне лень рыться в рюкзаке,а посему делаю морду лопатой, прохожу мимо нее и сразу оказываюсь на улице. Вечерний воздух весьма свеж и приятен, недостатка кислорода пока не чувствуется несмотря на высоту в 3700 метров.

Сразу-же находятся наши гид и водитель – у них в руках табличка – “Mr. Meir, 3 pax.” На нас торжественно одевают белые льняные шарфы – символ тибетского гостеприимства, и сажают в джип – “детдомовский” Toyota Land Cruser 4500.

Детдомовским я его называю немного забегая вперед – дело в том, что за пределами двух самых крупных городов Тибета – Лхассы и Шигатце, других легковых машин вам не увидеть. Местное население в массе своей ездит на “семейных автомобилях тибетского типа”, изредка мелькают грузовики, автобусы с организованными группами китайских туристов, и мотоциклисты-экстремалы. Все остальные ездят на Toyota Land Cruser 4500.

Такие в Тибете семейные машины:

Байкеры:

На месте ребят из Тойоты я-бы этот факт использовал во всех возможных и невозможных рекламных компаниях, Чего стоит картинка с одного из перевалов рядом с Эверест Бейс Кемпом – размытая и разбитая узенькая грунтовка; с одной стороны гора, с другой стороны пропасть, куча камней прямо на проезжей части никоим образом ее проходимость не улучшают – за десять минут по этому куску проезжает полтора-два десятка машин – лендкрузеры, все как одна. В голове рождается слоган: “Лендкрузер, другие машины здесь просто не ездят”.

Конец рекламной паузы, возвращаемся в тибетскую столицу.

Поначалу кажется, что кроме доминирующего над городом дворца Поталы, и своеобразных букв изображенных рядом с иероглифами на вывесках большинства заведений, ничто не отличает Лхассу от любого другого китайского города . Ближе к центру картина меняется – на улицах начинают все чаще попадаться буддистские монахи в малиновых рясах, местные женщины в традиционной одежде, лавочки торгующие ячьим маслом и прочими тибетскими народными промыслами, и явно туристические забегаловки с кричащими английскими вывесками.

Внезапно водитель сворачивает прямо внутрь базара, знак “въезд запрещен” ему никоим образом не мешает; и чудом не раздавив пару-тройку рикш и прохожих, проезжает метров двести и останавливается.Приехали. Нас передают нас из рук в руки персоналу гостиницы. Хрупкие девушки из ресепшена отбирают у нас рюкзаки и несут их к номерам – чуть позже я понял мудрость этого их поступка. Мы договариваемся встретиться с гидом в восемь утра у входа в гостиницу, узнаем что завтрак в семь тридцать и поднимаемся «в нумера». Быстренько так взбегаю по лестнице на четвертый этаж чтобы с крыши гостиницы осмотреть окрестности – и, что это, Бэримор? Одышка – сэр. Первая мысль – рановато как-то в неполные тридцать лет. Вторая мысль – однако высота три семьсот, а в поезде как-то разминкой заниматься особо не приходилось.

Ужинаем в рекомендуемом Лонели Планетом ресторане «Дуня» (поручик Ржевский – молчать). Моя вегетарианская пайка вполне себе ничего, ячьий стейк моих попутчиков – тоже. Тибетские официанты (их несложно отличить от китайцев – гораздо более смуглые и скорее похожи на монголов-бурятов) сносно говорят на английском – жизнь, кажется, начинает налаживаться. Идем по главной улице – Beijing road, на ней полно магазинов с оборудованием для трекинга. Есть все – ботинки, спальники, рюкзаки, флизы, лыжные куртки,ветровки, солнечные очки … судя по ценам – все это поддельное, но качество вещей весьма и весьма неплохое.

Особой популярностью пользуется продукция фирмы North Face

Гуляем после ужина, успеваю сделать один снимок ночной Поталы до того как гасят подсветку дворца. Архитектуру Поталы стоит наверное использовать в снимках фильма по «Хроникам Амбера», именно таким в моем понимании должен выглядеть дворец центра Вселенной. Очень красивый, совершенно несимметричный, какой-то изменчиво-волшебный. Впрочем одна фотография стоит сотни слов.

Однако китайцы изменили бы самим себе если бы и здесь не сделали по-своему – в аккурат напротив Поталы разбит большой, очень помпезный и очень красивый парк с фонтанами, цветомузыкой, весьма симпатичным озерцом с беседкой ,и мостиками ведущими к ней с берегов. Прямо посередине парка – громадных размеров флагшток с красным стягом победившей культурной революции.

Ровно в половину одиннадцатого иллюминацию дворца выключают, и мы идем домой – спать.

5 Comments

Leave a Reply

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.