И еще о Боровце и о многом другом…

В этом году, в начале марта, мы посетили Боровец. Выбрали Болгарию, так как это было дешевле, чем в Альпах – 806 Евро на взрослого и 550 на ребенка. Привожу цифры, так как экономические соображения были в этот раз определяющими. Перед поездкой истинным было соображение, что лучше прокататься в Болгарии, чем не покататься в этом году нигде. Этот год был четвертым годом подряд, как нам удалось съездить и покататься: сначала была Франция – Лес Арк, потом Австрия – Цель Ам Зи, и в прошлом году Австрия – Сан Антон.

Лес Арк запомнился хорошо, как запоминается хорошо первый раз вообще. А это был действительно первый западный горнолыжный курорт, не считая Хермона. До этого весь наш горнолыжный опыт укладывался в пространство Чимган – Бельдерсай (это около Ташкента). Лес Арк запомнился серьезными горами, хорошими трассами ( подготовка, разметка, широкий выбор трасс по сложности), хорошим качеством прокатной экипировки, гостиницей на троечку, и «нечего делать» вечером. Ездили мы туда, купив пакет: гостиница 3 зв., полупансион, развозка и скипасс. Плохим в той поездке был только номер в гостинице – там было холодно, сыро и тесно. Поехали мы тогда вдвоем: жена и я.

Еще Лес Арк – это был курорт, где в местах питания не говорят по-английски и нет меню на английском языке. За прокат лыж там надо оставлять залог – воруют они наверное. Пытаюсь вспомнить, что-то, чтобы рассказать об особом французском гостеприимстве и доброжелательности, но что-то не вспоминается – наверное забылось.

Франция – это несомненно горнолыжная страна, со своей горнолыжной историей: чего стоит хотя бы их собственный горнолыжный стиль, правда по другим данным этот стиль не вовсе их, но вот Жан Клод Кили – это уж точно их вклад в мировую горнолыжную историю.
Я думаю, что к приезжим горнолыжникам французы относятся спокойно, как к туристам в Париже – «Куда от вас деваться?». …

Цель Ам Зи запомнился прежде всего тем, что это Австрия. Туда мы поехали в три семьи, правда без детей, купив полет плюс проживание в циммере и сняв машину. В Австрии, если память не изменяет, живет 8 миллионов человек, из которых 6 миллионов регулярно катается на лыжах. Таким образом, найти в Австрии человека катающегося, это все равно, что найти в России человека выпивающего. В Австрии, на мой взгляд, процветает культ красоты. Чудные горные ландшафты украшены альпийскими деревнями, где почти каждый дом образец ухоженности и красоты. Не знаю, как это у них начиналось и с чего, но сейчас, я их отлично понимаю – человек рожденный в такой красоте, хочет того или не хочет, красоту эту всю жизнь поддерживает и дополняет.

С радушием австрийцев мы столкнулись, как только заехали в «нашу» деревню и начали искать «наш» циммер. Название улицы в нашем адресе было нечитаемое, ни то что не выговариваемое. Мы остановились около какого-то деда на велосипеде и на английском стали спрашивать «А где это …штрассе?». Дед, пока сам не посмотрел, тоже не знал где это «штрассе», зато потом развернулся и поехал с нами, указывая нам дорогу, пока не довез нас до нашего циммера. Циммер был аккуратный и ухоженный, как снаружи, так и внутри. С бабулей-хозяйкой было несколько приколов. Один прикол, это, когда мы, купив пива и за неимением открывалки, открывали бутылки ключом от комнаты и сломали его. Надо было видеть бабусины глаза, когда мы ей принесли этот ключ. Она наверное и сейчас не может понять, как можно сломать ключ, открывая им смазанный австрийский замок. Ключ нам поменяли тут же. Другой прикол случился, когда наши соседи по циммеру – израильтяне, как-то день на третий, за завтраком (а наш пакет включал и завтрак), решили без спроса поменять стол. Бабуля была сильно озадачена таким стечением фактов: с одной стороны нет жильцов, что сидели вон за тем столом, с другой стороны появились новенькие за тем столом, где раньше не сидел никто.

Горы в Цель Ам Зи не ахти какие. Трассы, те что были под снегом, а ездили мы в середине апреля и уже часть трасс от снега избавилось, так вот снежные трассы исправно «ратрачили» по ночам. Средний уровень экипировки очень высокий – ты оставляешь ботинки и лыжи в прокате у нижней станции: ботинки ночью сушат, лыжи проверяют и если надо, полируют и точат канты. Рядом с Цель Ам Зи есть Капрун – один скипасс. Капрун – это ледник, так что в принципе там катание есть даже летом.

Та поездка запомнилась посещением Зальцбурга. Он там в 80-90 км езды. Зальцбург – город жемчужина, заповедник старой манерной и роскошной Европы, и посмотреть такое заодно с чем-то особенно приятно.

Побывали мы так же и к Кицбюэлэ. Волшебный город, где ты должен потеряться, а потом искать таблички «центр там» и идти по ним к центру. Таблички эти расставлены специально и расставлены с таким расчетом, чтобы показать тебе самые красивые места в Кицби… Когда мы в последний день катания обедали на склоне в одной харчевне и хозяин узнал о том, что это наш последний день в Цель Ам Зи – он угостил всех нас шнапсом.

Сан Антон. Сан Антон – это горнолыжный рай. Это еще и Цурс и Лех в одном ски-пассе.
Горы такие, что дух захватывает. Там не надо мечтать о горах – там надо просто крутить головой по сторонам. Трассы – какие хочешь, а вернее есть и такие, о каких ты и никогда не знал. Сладкое слово Валуга – там, на этой горе есть высота, на которую можно на подъемнике только без лыж, только полюбоваться. Сан Антон – это скольжение по бескрайним просторам снежных трасс.

В Австрии, за прокат лыж не заставляют оставлять залог. В Австрии ты увидишь море лыж рядом с кафешкой на склоне. В Сан Антом мы поехали совсем сами, т.е. жилье сняли через интернет переписку, машину сняли в аэропорту Мюнхена. Жили в циммере, одним крылом которого, как оказалось была конюшня. Не подумайте, мы не унюхали, что это была конюшня – трудно на запах отличить конский шампунь от человеческого, просто однажды хозяин показал нашей дочке этих лошадок.

Кстати о дочке, это был первый раз, что мы взяли ее с собой на лыжи. Она у нас ходила там а горнолыжный детский сад. Сад отличный, много инструкторов-воспитателей. Их там кормили и развлекали, а главное учили кататься. Обучение велось на специальном детском огороженном скидроме. Место где для детишек есть их собственная канатка – бегущая вверх резиновая дорожка, где расставлены мягкие и цветные ворота и разные флажки и игрушки. Проблема у нас в саду была только с языком – трехлетняя дочь английского языка не знала и сильно напрягалась от этого, особенно поначалу.

Средний уровень оборудования – очень высокий, правда такой масленницы, как в Цель Ам Зи, с ночным уходом за лыжами, там не было. В Сан Антоне был и есть только один минус – дорого.

Отношение австрияков к заезжим горнолыжником теплое, как хозяев, которым приятно, когда гости восхищаются их горами и их жилищем, а восхищаться есть чем. И еще, может быть это сантименты, но я считаю, что есть некая тайна горнолыжником – тот первый «Ах» от лыж, от гор, который врывается в тебя, прожигает, что-то в мозгу и изменяет тебя. То, после, чего ты начинаешь делить всех людей на тех, кто катается и тех, кто не катается. Так вот, у французов, отношение катающихся к «катающимся не своим», холодно снисходительное, а у австрияков теплое, как к людям, которые болеют тем же.

И еще об Австрии, вернее об инструкторах. В Сан Антоне есть университет для горнолыжных инструкторов, которому уже очень много лет. У австрийской школы есть своя история и школа эта: техника катания и техника обучения катанию все время развивается вместе с развитием горных лыж вообще. Качество обучения там очень высокое.

Ну вот, вернемся к Боровцу. Имея описанный выше опыт западных горных курортов, в этот раз мы выбрали Болгарию, в том числе потому, что в детском саду там должны были быть говорящие на русском. И они там были.

В принципе там было все, что требуется от горнолыжного курорта: горы, трассы, оборудование, скипассы, школа и даже горнолыжный детский сад. Поэтому, в принципе, я доволен.

Это наверное, как с резиновой женщиной – у неё тоже есть все, что должно быть и «потом», наверное, в принципе доволен. Но осадок, что что-то было не совсем как надо, не совсем по-настоящему – осадок этот остается. Опять же таки, наверное это потому что есть с чем сравнивать.

Вот для того, чтобы понять это что-то, это то, чего не хватало я и уселся писать это. Горы были – но это не те горы, невеликие какие-то. Правда, в отличие от Альп, был шикарный лес и наверное для беговых лыжников там раздолье. Но ведь хотелось не бегать, а кататься. Трассы были, но более менее приличных совсем немного, пяток наверное. Оборудование было, но средний уровень – очень низкий, это значит, что тебе может повезет и ты получишь не «убитые» лыжи, но получить лыжи «небитые» там очень сложно. Любое же действо по улучшению качества лыж: подточить канты или полировка – стоят денег. Ботинки, были правда неплохие, но только начиная с 40 размера и только одного вида.

Школа была, но комичная какая-то. В первый день, а приехали мы к обеду и озадачили дежурного главного по школе тем, что нам нужны учителя и у нас на руках ваучеры в школу, заказанные уже давно, так вот озадачили его мы уже после обеда. Ага, говорите по-русски вот вам инструктор. Да мы говорим, что и по-английски можем, а нам говорят, да тут вчера 300 англичан приехало и инструкторов уже больше нет. И что будет вам завтра второй русскоговорящий. Ну мы к первому, ну что пойдем учиться, а он уже такой тепленький после обеда, да вы что говорит, сегодня!? Не, только завтра! На завтра дали нам второго, продвинутого. Он конечно умеет кататься на лыжах и даже судя по всему закончил курсы, но ничего кроме: «все тело вперед» и «дальше только на параллельных», от него услышать было невозможно.

В Болгарию нас ездило 11 человек, 2 из которых были детьми. Купили мы пакет который включал полет, проживание в 4 звездном отеле с полупансионом, развозку, прокат лыж, скипасс и учителя. Гостиница была хорошая, а в номере даже оказалась миникухня с холодильником – приятный сюрприз. Кормили хорошо и много.

Плюсом Боровца можно считать также, что «все» и «везде» говорят по-русски. Можно добавить также, что и к «русским израильтянам» у них отношение теплое – каждый скажет, что у него есть друг, который сейчас живет в Израиле и т.д. Народ попадается любознательный и разговорчивый.

Но Болгария не горнолыжная страна и к горнолыжникам там отношение, как к дойной, я бы сказал даже, как к сверхдойной корове. Горнолыжным духом там не пахнет, зато ощущения «балагана» и «шарашкиной конторы» вокруг приходит сразу и остается до конца. Болгары поняли, что и у них есть горы и что «чем они хуже?» и начали грести деньги.
Как это сказывается на катающихся потребителях? Так, что, во-первых, до высокого качества услуг еще далеко (им еще 200 лет надо газон стричь, чтобы как в Англии был), а во-вторых многое сделано так, чтобы оставить возможность деятелем услуг кормиться «подножным кормом», как российские гаишники. Как я уже говорил, за точение кантов надо платить, но самый яркий пример – это ужин в гостинице. На ужин не подается никакая жидкость и добыть её бесплатно в ресторане не представляется возможным. Хочешь пить – плати, т.е. заказывай у официантов.

Уровень жизни болгар, а средняя зарплата там 350 левов, т.е. 1050 шекелей, гораздо ниже, чем уровень приезжающих отдыхать к ним иностранцев. Отсюда все плюсы и минусы, связаннее с этим: с одной стороны дешевле, хотя несправедливым было бы не сказать, что наш пакет включал 6 ночей, а не семь, как обычно, т.е. только 5 дней полноценного катания. С другой стороны весь их горнолыжный бизнес попахивает исключительно погоней за длинным левом и ничем более, например у одного из «наших» инструкторов, по его же словам, есть еще с десяток гражданских специальностей: он и строитель (ездит строить в Россию) и плотник и … на дуде игрец. Горнолыжный доход там приносит не просто хорошие деньги, как в Альпах, а приносит сверхприбыль, а значит становиться местом, куда пробиваются самые ловкие дельцы.

Так что от Болгарии впечатление осталось неоднозначное. Нельзя сказать, что лучше если бы мы туда не ездили, все-таки горы, все-таки катание. Но второй раз, мы туда вряд ли поедем.

Be the first to comment

Leave a Reply

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.